Главная
  Просмотр вакансий
  Разместить резюме
  Просмотр резюме
  Разместить вакансию
 

Наиболее эффективный поиск сотрудников

Интернет
Объявления в газетах
Кадровые агентства
Личные связи
Ярмарки вакансий
Доски объявлений

Результаты


Проективные вопросы при отборе кандидатов

Для объективной оценки кандидата менеджеру по персоналу следует придерживаться следующих основных принципов: быстрота, простота, точность, возможность получить основную информацию, необходимую для выбора претендента и эффективной мотивации. Достичь этого по­могают проективные методики.
 
Поговорим о методе
 
Проективные методики основаны на склонности человека проеци­ровать, то есть переносить свой жизненный опыт и представления на других людей (на вымышленные ситуации, персонажей и т. д.) для того, чтобы объяснить их действия.
 
Среди подобных методик можно выделить рисуночные тесты (нужно нарисовать несуществующее животное, дом, дерево, человека), тема­тический апперцептивный тест — ТАТ (предлагается интерпретировать специальные картинки, на которых изображены люди, объяснить причины и следствия их поступков), а также известный тест «Пятна Роршаха» (по графическим пятнам-разводам различной формы следует определить предмет, который они напоминают).
 
Проективные методики очень полезны во время интервью, так как снижают вероятность социально желательных ответов кандидата. Од­нако в своем первоначальном виде они в большей степени ориентированы на психокоррекцию, нежели на оценку профессионально значимых компетенций: иногда выявляется слишком личная информация, полу­чать которую в процессе бизнес-интервью некорректно. Кроме того, тестирование и дальнейший анализ результатов иногда занимают не­сколько часов, в то время как условия подбора персонала в современных компаниях требуют более быстрого результата. Поэтому проективные методики необходимо адаптировать по параметрам «скорость тести­рования и обработки результатов» и «направленность на диагностику компетенций», характерным для профиля вакансии.
 
Адаптированный вариант
 
Облегченная методика, быстрая и простая, о применении которой кандидата даже не обязательно предупреждать, носит название проек­тивных вопросов. Это открытые вопросы (что? как? зачем? почему?), основанные на том, как собеседник объясняет действия и побуждения других людей. Причем он отвечает в режиме ограниченного времени, исходя из своего жизненного опыта.
 
Рассказывая о прошлом, человек, как правило, придерживается фак­тов, но дает им те объяснения и интерпретации, которые актуальны для него на момент проведения интервью.
 
При этом важны не столько факты, сколько эмоциональная окрашен­ность и объяснения. Во время беседы можно слегка менять формули­ровки и последовательность вопросов исходя из ответов претендента. Анализируя их, необходимо сопоставлять предпочтения кандидата с ре­альными возможностями компании.
 
Ответы на проективные вопросы дают очень хорошие результаты по следующим темам:
- мотивация — материальная и нематериальная;
- руководитель — сотрудник;
- ценности, честность, лояльность;
- коллектив, общение с людьми;
- конфликты;
- клиенты.
 
Рассмотрим некоторые из них.
 
Мотивация — один из важнейших и трудноизменяемых факторов, который следует учитывать при приеме человека на работу и последу­ющем построении системы ситуационного руководства.
 
Проективные вопросы для выявления мотивации могут звучать по-разному, например: «Что побуждает людей более эффективно рабо­тать?», «Почему люди выбирают ту или иную работу?»
 
Анализируя ответы, вы получаете так называемую карту мотиваторов — основные три-шесть мотиваторов, которые воздействуют на человека на данном этапе его жизни. Мотиваторы — те факторы, которые повышают эффективность работы сотрудника и (или) его удовлетворенность, так как соответствуют его внутренним потребностям (мотивам), которые в насто­ящий момент частично или полностью не удовлетворены.
 
У каждого человека индивидуальны мотиваторы: что совершенно не важно для одного, может быть принципиально для другого (близость к дому, отсутствие давления со стороны коллег, организация питания в офисе). Мотиваторы для одного и того же сотрудника могут меняться с течением времени.
 
Что важнее — материальная или нематериальная мотивация, зависит от потребностей работника, его обеспеченности, социального уровня, со­стояния здоровья, профессиональной подготовки и т. д. Например, чем ниже социальный уровень человека, тем важнее для него материальный фактор.
 
Обратите внимание на то, что деньги — не только материальный фак­тор. Пример материальной мотивации: «Я хочу больше зарабатывать, чтобы купить машину, квартиру, дачу и т. д.». В данном случае с помо­щью денег сотрудник хочет достичь каких-то других целей.
 
А вот примеры нематериальной мотивации: «Мне повысили зарплату, Значит, меня ценят» (признание, оценка компании); «Я знаю, что дорого стою как специалист» (профессиональный статус); «Я знаю, что вхожу в 10 самых высокооплачиваемых специалистов Москвы» (социальный статус, престиж).
 
В ответах на проективные вопросы по мотивации очень важно услы­шать не только то, что собеседник говорит, но и как он это говорит и формулирует.
 
Например, «деньги» и «вознаграждение» — разве это одно и то же? Нет. А «оклад» и «премии»? Формально и то и другое относится к сфере «материальное награждение», но характеризует совершенно разные мотиваторы. У кого-то из кандидатов обязательно прозвучит в ответе фра­за «справедливость оплаты». Это значит, что для него имеет значение не просто некая сумма, а соотношение, допустим, суммы и прилагаемых усилий, квалификации и т. д.
 
Построив карту мотиваторов конкретного кандидата и проанализи­ровав ее, можно понять, подходит он на данную вакансию или нет. Если в вашей компании не предполагается быстрый рост, то принимать на работу сотрудника, стремящегося построить карьеру, не стоит. Или, на­пример, человек, ценящий стабильность, фиксированный оклад, хоро­ший коллектив вряд ли сможет работать продавцом.
 
Итак, получив ответы на проективные вопросы, можно:
- соотнести ожидания кандидата с реальной ситуацией в компании;
- проанализировать карту мотиваторов будущего сотрудника. При интерпретации ответов необходимо обращать внимание на те вопросы, которые кандидат избегает. Возможно, это говорит о его зани­женной самооценке и неуверенности.
 
Проективные вопросы по теме «руководитель — сотрудник» по­зволяют выяснить предпочтения соискателя в отношении команды и начальника. Вопросы при этом могут быть следующие: «Вы сменили много мест работы. Как вы считаете, что такое хороший коллектив?» или «Что такое хорошая команда?»
 
Принцип моделирования проективных вопросов тот же: открытый вопрос «не о кандидате».
 
Допустим, менеджер по персоналу мебельной фабрики задает вопрос: «Что такое хороший диван?» Отвечая на него, претендент расскажет, что именно он считает хорошим диваном. На вопрос: «Что такое хо­роший руководитель?» человек, который уже занимал эту должность, скажет, каким, по его мнению, нужно быть ему самому. Или, отвечая на вопрос: «Что такое хороший сотрудник?», потенциальный руково­дитель опишет идеального подчиненного, которого хотел бы видеть в своей команде.
 
Если же кандидат считает себя рядовым сотрудником, то в ответе на вопрос: «Что такое хороший подчиненный?» он назовет те критерии, по которым оценивал бы себя. Рассказывая же, каким должен быть ру­ководитель, он опишет образ начальника, с которым ему хотелось бы работать.
 
Ценности, честность, лояльность. Данные, которые можно полу­чить с помощью этих вопросов, отчасти повторяют сведения о мотива­торах, но предоставляют и дополнительную информацию о ценностях кандидата. Это особенно важно для компаний со сформированной корпоративной культурой, которую руководство стремится сохранять и укреплять, а также в ситуации, когда работа связана с большим количеством искушений.
 
Кроме того, из ответов на эти вопросы можно узнать о приемлемых для соискателя моделях поведения и сопоставить их с теми, которые приняты в организации.
 
Приведем примеры вопросов, варианты ответов и их интерпрета­ции.
 
Вопросы: «Почему люди воруют в одних компаниях, а в других не воруют?», «Руководитель в отпуске, а люди работают. Почему?», «У че­ловека есть возможность выполнить "левый" заказ. Он этого не делает. Почему?»
 
Не существует однозначно правильных или неправильных ответов, но есть те, которые соответствуют принципам компании, ее корпора­тивной культуре.
 
При оценке честности, лояльности следует обращать внимание на два аспекта. Первая группа ответов связана со страхом перед контролем. В таком случае напрашивается вывод: если есть уверенность в том, что не поймают и не накажут, то можно быть нечестным. Вторая группа име­ет отношение к таким факторам, как внутренние ценности, воспитание, желание сохранить хорошую репутацию.
 
Коллектив, общение с людьми. «Какой коллектив работает наибо­лее эффективно?», «В каком коллективе комфортнее всего работать?», «Какие человеческие качества ценятся выше всего?» Анализ ответов на эти вопросы поможет разобраться в том, в каком окружении предпочи­тает работать кандидат.
 
При интерпретации ответов о коллективе стоит обратить внимание, есть ли баланс между личными и рабочими отношениями. Если собе­седник выделяет такие характеристики коллектива, как «дружный, веселый, сплоченный», значит, для него важны только личные отно­шения. «Структурированный, с четко поставленными целями, про­фессиональный» — только рабочие. «Профессиональный, состоящий из единомышленников, готовых поддержать друг друга» — идеальный баланс.
 
Прежде чем использовать эти вопросы в интервью, полезно задать их уже работающим сотрудникам и оценить, насколько их ответы совпадают (однородность ожиданий и их соответствие корпоративной культуре), и в дальнейшем сопоставлять с ними ответы кандидатов.
 
Международной конвенцией психологов запрещено принудительное тестирование.
 
Отвечая на вопросы по теме «Конфликты», соискатель раскрывает основные проблемные зоны и возможные причины разногласий в раз­личных сферах (организация, сотрудники, клиенты). Важно оценить степень конфликтности кандидата, то есть насколько серьезны или, на­оборот, незначительны названные им причины.
 
Например, у кандидата часто были напряженные отношения с клиен­тами из-за того, что они недостаточно четко описывали свои желания. Безусловно, это не должно становиться причиной разногласий. То есть у соискателя повышенная склонность к конфликтам с клиентами, не­умение формировать и выявлять их потребности.
 
Другая ситуация: рассказывая о своем увольнении после прохожде­ния испытательного срока, кандидат ссылается на то, что, наверное, ему не удалось найти со всеми в коллективе взаимопонимание. Это также должно настораживать. Напомним, что пока мы делаем только пред­положения, необходима дальнейшая проверка, например, при помощи кейс-интервью.
 
Если же кандидат приводит серьезные причины конфликтов (до­пустим, руководство нарушило обещания по размеру компенсаций), то такие ответы нужно использовать не для оценки конфликтности как таковой, а для того, чтобы узнать негативный опыт кандидата или наи­более принципиальные для него моменты.
 
Как видите, методика проективных вопросов проста и эффективна. С ее помощью вам намного легче будет подбирать персонал.

Ирина Смирнова, эксперт журнала «Кадровое дело»


Источник: Лучшие HR-решения, экспертиза журнала


Вернуться назад
 

    Посмотреть все интервью

    веб-программист
    З/п: по договоренности
    менеджер по персоналу
    З/п: 10000+%
    Юрист
    З/п: 15000
    дворник-разнорабочий
    З/п: 10000
    Главный бухгалтер
    З/п: 25000
    Садовник
    З/п: 10000
    Инженер-системотехник
    З/п: Договорная
    Инженер-программист
    З/п: Договорная
    ПРОГРАММИСТ микроконтроллеров
    З/п: Договорная
    Инженер-конструктор печатных плат
    З/п: от 12 тыс. руб
    Регулировщик радиоэлектронной аппаратуры
    З/п: От 9 000 руб
    Инженер по качеству
    З/п: от 10 - 15 тыс.руб.
    Менеджер по продажам
    З/п: 400 $
    бухгалтер
    З/п: от 10 000 руб.
    бухгалтер
    З/п: от 10 000 руб.