Главная
  Просмотр вакансий
  Разместить резюме
  Просмотр резюме
  Разместить вакансию
 

Наиболее эффективный поиск сотрудников

Интернет
Объявления в газетах
Кадровые агентства
Личные связи
Ярмарки вакансий
Доски объявлений

Результаты


Кадровик или HR менеджер?

В сегодняшней статье речь пойдет о специалистах, работающих в отделах кадров, или отделах персонала, как их чаще называют в последнее время. Для начала необходимо разобраться в одном очень запутанном вопросе - путанице с терминологией. Дело в том, что данную профессию как только не называют сегодня в России: кадровик, менеджер по персоналу, менеджер по кадрам, специалист по персоналу и тому подобное в разных вариациях.

 

Название "кадровик" пришло еще из советских времен. Тогда функции этих специалистов сводились к заполнению трудовых книжек и отправке людей на отдых согласно КЗОТу. Кроме этого, они вели личные дела, писали должностные инструкции, выдавали пропуска и т.п. В настоящее время употребляется и еще одно название этой профессии, пришедшее к нам с Запада - HR менеджер (HR - расшифровывается как human resourses, то есть "человеческие ресурсы").

 

Такая путаница в терминологии существует по нескольким причинам. Во-первых, стандарты работы этих специалистов пока не сформированы. На каждом предприятии они могут пониматься по-разному. Во-вторых, в России не существует традиций кадрового менеджмента в современном их понимании. В-третьих, такая отрасль образования, как обучение специалистов по персоналу, тоже только начинает формироваться. Поэтому в названии данной профессии мы будем употреблять терминологию российских образовательных стандартов, о которых речь пойдет далее - специалист по управлению персоналом.

 

Итак, главная сложность состоит в том, что единого представления о должностных обязанностях данного сотрудника пока еще нет. Зачастую за словами "специалист по управлению персоналом" скрываются совершенно разные профессии, требующие различного образования и опыта. Тем не менее, можно дать описание стандартных функциональных задач, стоящих перед данными сотрудниками. Это: 
 

  • Кадровое делопроизводство.
  • Подбор персонала.
  • Организация обучения и переподготовки сотрудников компании
  • Начисление заработных плат и разработка компенсационных схем
  • Оптимизация организационной структуры компании
  • Формирование кадровой политики компании

  • Вообще, функции специалиста по персоналу обычно варьируются в зависимости от нескольких факторов: размеров компании, политики руководства в отношении персонала, корпоративной культуры компании и размеров самого отдела по работе с персоналом. В небольшой компании это обычно один специалист широкого профиля, выполняющий все вышеперечисленные функции. Конечно, одному специалисту работать достаточно трудно. Ведь он должен знать основы педагогики, социологии и психологии, научной организации труда, производства и управления, владеть современными методами оценки персонала и регламентации его функций, иметь ясное представление о перспективах развития предприятия. Кроме того, этот специалист по персоналу должен хорошо разбираться в юриспруденции, по крайней мере, в той ее части, что касается трудового, гражданского и административного права. В самых крупных компаниях в отделе персонала может работать до 10-15 человек, каждый из которых специализируется на решении каких-то конкретных задач (юридических, подбора сотрудников, обучении персонала и т.д.).

Какими же личными качествами должен обладать хороший специалист по управлению персоналом?

 

В первую очередь он должен быть хорошим психологом. Умение общаться понимать людей и общаться с ними для него важнее всех остальных навыков. Он также должен иметь очень высокую коммуникабельность, то есть способность найти общий язык практически с любым человеком. Ему должно быть легко и интересно с разными людьми, а им, в свою очередь, должно быть легко с ним. Желательно иметь также хорошую проницательность и развитую интуицию, которые помогут найти правильный вариант поведения в сложной ситуации. Специалисту по персоналу необходимо также умение логически мыслить и анализировать. Никак не обойтись и без организаторского таланта, умения наладить четкую работу внутри коллектива, распределять обязанности и осуществлять контроль. То есть эти специалисты должны быть еще и хорошими управленцами. Очень важны также следующие качества: высокая работоспособность, уверенность в себе, умение работать в команде и брать ответственность на себя, быстрая обучаемость, стрессоустойчивость и, конечно же, позитивное отношение к людям

 

Где же готовят специалистов в области кадрового менеджмента в России? В принципе, существуют два варианта обучения.

 

Первый вариант - это так называемое базовое общее высшее образование плюс специальные курсы. В качестве базового в основном выступает высшее педагогическое, психологическое, юридическое или экономическое образование. Вообще, выбор человека с определенным образованием зависит от того, какие задачи с его помощью компания хочет решить. В принципе, базовое высшее образование нынешних сотрудников отдела персонала может быть самым различным - как гуманитарным, так и техническим или экономическим. Это первый, и пока наиболее распространенный, способ решения вопроса подготовки данных специалистов.

 

Второй вариант обучения - окончить вуз по специальности "Управление персоналом". Но Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности "Управление персоналом" (квалификация - менеджер) был введен только в 2000 году. Согласно ему, основными видами деятельности выпускников в службе управления персоналом являются: организаторская, управленческая, правовая, учетно-документационная, воспитательная, педагогическая, социально-бытовая, психологическая, социологическая. Этот вариант приобретает все большую популярность, однако первые выпускники только-только появляются, ведь срок обучения - 5 лет. И пока в отделах персонала их меньшинство. Остальные повышают квалификацию на кратковременных курсах, тренингах и семинарах.

 

Ведь для успешной работы хороший специалист сегодня должен знать: 
 

  • законодательные и нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность предприятия, учреждения, организации по управлению персоналом;
    законодательство о труде;
  • основы рыночной экономики, предпринимательства и ведения бизнеса;
    конъюнктуру рынка рабочей силы и образовательных услуг;
    порядок ценообразования и налогообложения;
  • основы маркетинга;
  • современные концепции управления персоналом;
  • основы трудовой мотивации и системы оценки персонала;
  • формы и методы обучения и повышения квалификации кадров;
  • порядок разработки трудовых договоров (контрактов);
  • методы и организацию менеджмента;
  • основы технологии производства;
  • структуру управления;
  • основы общей и социальной психологии, социологии и психологии труда;
    этику делового общения;
  • основы организации делопроизводства;
    методы обработки информации с применением современных технических средств, коммуникаций и связи;
  • правила и нормы охраны труда.

 

На сегодняшний день учиться по специальности "Управление персоналом" можно в ведущих вузах Москвы - Академии народного хозяйства при Правительстве РФ, Московском государственном университете экономики, статистики и информатики (МЭСИ), Московской международной высшей школе бизнеса МИР-БИС, Академии внешней торговли (ВАВТ) и других. А в МГУ им. Ломоносова на факультете государственного управления проводится набор на специальность "Управление персоналом" лиц с высшим образованием.

 

Что касается рынка труда, то все эксперты сходятся во мнении, что спрос на данных специалистов растет с каждым годом. Ведь все больше российских компаний обращает внимание на проблему эффективности отбора работников и управления ими, так как именно человеческий фактор играет сегодня решающую роль в деятельности любой организации. По данным кадровых агентств, возраст сотрудников отдела персонала на российских предприятиях сегодня колеблется в пределах 25-30 лет, а возраст руководителей этих служб - от 30 до 35 лет. Заработная плата рядового специалиста отдела составляет от 600 до 1000 долларов США, а начальника отдела - около 1500 долларов США.

 

В заключение необходимо сказать, что в настоящее время в России специалист по управлению персоналом - одна из самых творческих профессий. Ведь своих традиций кадрового менеджмента у нас пока маловато, а западные методики частенько оказываются абсолютно непригодными в российских условиях. Поэтому современные специалисты в области кадрового менеджмента создают и внедряют собственные процедуры управления персоналом. То есть, являются первопроходцами!
 

 Юлия Юткина /Личные Деньги/


Вернуться назад
 

    Посмотреть все интервью

    Офис-менеджера отдела аренда
    З/п: З\п высокая
    Агент по недвижимости отдел аренда
    З/п: З\\п высокая
    Веб программист
    З/п: высокая
    Начальник цеха металлоконструкций
    З/п: 15000 руб
    Начальник цеха металлоконструкций
    З/п: 15000 руб
    токарь-универса
    З/п: 8000-14000 руб
    Руководитель отдела продаж
    З/п: 500$
    Консультант отдела продаж
    З/п: от 400$
    Техник-механик
    З/п: сдельная
    Менеджер по работе с страховыми агентами
    З/п: З/п: оклад (от 12 тыс.) + премии.
    менеджер ресторана
    З/п: оклад+премия+бонус
    менеджер по персоналу
    З/п: оклад+прмеия
    Специалист по подбору персонала
    З/п: 12000 рублей + премии
    Кассир
    З/п: от 7000 рублей + премии
    Врач
    З/п: 10000 рублей+ премии (квартальные, годов