У каждого поколения есть свои модные и престижные профессии. Помните - "физики", "лирики"… Кажется, еще совсем недавно все мальчики хотели стать бандитами, а девочки - валютными проститутками. Но не о них речь. Героиня нашего рассказа еще в девятом классе решила, что станет менеджером, а через год конкретизировала - маркетологом. И, соответственно, прямо из школы попала в один из новых "экономических колледжей", получивший тогда право выдавать дипломы о высшем образовании.
Свете немного не повезло - она взялась учиться на маркетолога в то время, когда владельцы бизнеса начали утрачивать интерес к представителям этой профессии, а все "хлебные" места были заняты. Впрочем, она об этом не знала, а ее преподаватели не сказали. Экономика и все что с ней связано было в моде. Мужчины и женщины в деловых костюмах, рекламирующие на телевидении жевачку и японские автомобили, казались лучшим эстетическим и поведенческим образцом для подражания.
Из института многие выходят немного идеалистами. За исключением тех, кто недоверчив от природы или уже успел столкнуться с реальным миром, поработав в Макдоналдсе или в доживающем последние дни НИИ. Света, впрочем, была как все - за время учебы она прочла много интересных книг, преимущественно переводных, о рекламе, PR, маркетинге, тайм-менеджменте, управлении персоналом, мотивации, исследовании рынка и нередко забывалась в мечтах. Но не о свадебных платьях (что было бы разумнее), а об антикризисном менеджменте, реструктуризации компаний или создании зонтичных брендов. Ну о чем еще может мечтать молодая, целеустремленная девушка, как не о вновь открытых для компании рынках или создании временной монополии!..
Рынок труда принял молодого специалиста скептически. Полгода даже пришлось проработать секретарем-референтом в небольшом издательстве - какой уж там маркетинг. Но награда за ожидания и непрестанную рассылку своих (уже несколько приукрашенных) резюме не заставила себя ждать: ее пригласили работать и не куда-нибудь, а в российское подразделение крупной европейской компании-дистрибутора офисной мебели и автомобилей. В подразделение офисной мебели. Поскольку дистрибуцией автомобилей эта достойнейшая фирма с более чем 75-летней историей занималась только на европейском рынке.
Новая Светина должность, написанная на визитках по-русски и по-английски, называлась "Помощник руководителя отдела маркетинга". Зарплата хотя еще и не дотягивала до тех цифр, о которых иногда упоминают в своих книжках Траут и Раскин, но все же была значительно выше, чем на предыдущем месте работы. Определенно, дела у молодого специалиста шли в гору. Ее новый руководитель - директор по маркетингу (и, как оказалось, - рекламе и PR), молодой - лет 30 мужчина, в идеальном костюме, который сидел на нем, как и должна сидеть гражданская одежда на бывшем генштабовском офицере, для начала порекомендовал ей выучить наименования и характеристики всех мебельных коллекций из двух последних каталогов компании. Потом - расположение ее офисов и дистрибуционных центров в России и Европе. Потом - технологий и материалов, которые используются при изготовлении современной офисной мебели. Сам он, тем временем ожесточенно стучал по клавишам, заполняя бесконечные Excel-вские таблицы, и курил с руководителем отдела логистики (тоже бывшим военным), которого в шутку называл "генералиссимусом".
Прошло несколько месяцев и у Светы появились новые обязанности - сводить в Excel-евскую таблицу информацию о ценах и товарах компаний-конкурентов, а заодно - объезжать их офисы продаж и собирать свежие каталоги. Все это даже отдаленно не напоминало ее мечты о корпоративных свершениях. Начальник тем временем вместе с главным боссом российского подразделения объезжал провинциальных производителей мебельных комплектующих - готовилась к выходу адаптированная для России коллекция европейской офисной мебели бизнес-класса.
Потом приезжали владельцы компании из Европы - пяток бодрых старичков в дизайнерских галстуках и вельветовых брюках с оттянутыми коленками, фамилии которых были похожи на логотип, выгравированный на медной табличке у парадного входа в офис. Но денег на строительство логистического центра в Подмосковье, кажется, так и не получили.
Прошло еще полгода, новая коллекция провалилась, начальник с неделю походил хмурый, но ничего не изменилось. Дилерский отдел работал сам по себе, отдел прямых продаж - сам по себе, а отдел маркетинга - сам по себе. Света по-прежнему не пользовалась и десятой частью своей маркетинговой премудрости американской выделки и начала понемногу привыкать.
Неизвестно, как бы сложилась ее дальнейшая профессиональная и - что еще более важно - личная судьба, если бы не три события, произошедшие почти одновременно. Продажи российского подразделения начали стремительно падать (недорогая привозная мебель не выдерживала конкуренции своих "клонов" российского производства) и его закрыли. В то же время Света получила в наследство от бабушки квартиру в Филях и поступила на курсы флористов. Последнее событие объяснить сложно, разве что она всегда любила цветы и прочла как-то книжку про икебану. Курсы она выбрала правильные: дорогостоящие и продолжительные.
А по окончании курсов, презрев увещевания родителей, составила свой первый настоящий маркетинговый план, продала унаследованную квартиру и открыла собственный салон цветов. Два года она, несмотря на свое высшее образование, не могла понять - выживет или прогорит ее маленький бизнес, но удача повернулась к ней лицом и на исходе второго года милая цветочница начала получать прибыль.
Пожалуй, единственный вывод, который можно сделать из этой истории, заключается в том, что, в конечном счете, хороша не та профессия, которая кажется престижной, а та в которой хорош ты сам. Тому, кто сумеет найти свое дело - повезло, а кто не сумеет - всю жизнь будет заполнять Excel-евские таблицы.
21.08.2006, Андрей Носов /Личные Деньги/
Вернуться назад