В последнее время все чаще кажется, что наши вузы и учреждения системы профобразования (СПО) живут в другой стране. Не в той, в которой живут работодатели. И поэтому российские предприятия сворачивают «серьезные» отношения с системой образования. Еще лет пять назад бизнесмены, надеясь выпестовать с самой колыбели нужных себе специалистов, охотно вкладывались в образование. Но как тогда, так и сейчас наши вузы усердно штампуют юристов и бухгалтеров. Работодателю они давно в таких количествах не нужны, а нужны специалисты по продажам. Однако вузы ничего о них не слышали. И останутся без денег.
Это подтверждает и мониторинг экономики образования, который проводится ГУ-ВШЭ вместе с Росстатом, ФОМом и «Левада-Центром» уже четвертый год. Мониторинг лета-2006 выявил ряд новых тенденций, которые способны за несколько лет радикально изменить в целом систему формирования человеческого капитала России.
Во-первых, в стране по-прежнему сохраняется перепроизводство высшего образования по сравнению не только с текущими, но и с перспективными потребностями экономики.
Сегодня около 88% семей предпочитают, чтобы их дети получили высшее образование, 57,4% готовы платить за это. На этом фоне число ориентированных на среднее и начальное профобразование ничтожно: если после 9-го класса продолжать обучение в общеобразовательной школе собираются 62% учащихся (в Москве — 70%), то идти в техникум — только 11% (в Москве — 9%), а в ПТУ — 5% (в Москве — 1%). Правда, есть еще 20% неопределившихся. Из них, как правило, и рекрутируются учащиеся ПТУ и средних профессиональных учебных заведений. В итоге экономика получает кадры, немотивированные к обучению и профессиональной карьере.
Но и это не все. В 2006 году с 38% до 47% выросла доля выпускников техникумов, которые вообще не собираются работать по специальности, а хотят сразу в вуз.
Во-вторых, все острее дефицит квалифицированной рабочей силы. Распределение качественных кадров идет в пользу крупного газово-нефтяного бизнеса и так называемых новых отраслей экономики. Третье: предприятия куда охотнее принимают работников с высшим образованием, чем выпускников ПТУ и техникумов. Из 100 предприятий, перечислявших в 2005 году деньги в учреждения профобразования (в основном за обучение работников), 82 перечисляли их вузам, 48 — среднетехническим учебным заведениям и только 43 — ПТУ. Чем успешнее предприятие, тем сильнее «тяга к вузам». В итоге на должности техников нанимаются люди с более высоким (выше необходимого на этой должности) образованием, либо предприятие привлекает на такие должности гастарбайтеров.
Еще одна тенденция отношений «образование-бизнес»: предприятия сворачивают долгосрочные формы сотрудничества с образовательными учреждениями. За последний год доля предприятий, не сотрудничавших с ПТУ и профлицеями, выросла с 59% до 67%. Не сотрудничающих со средними учебными заведениями — с 61% до 71%. Не сотрудничающих с вузами — с 51% до 65%. Стремительно сокращается число прямых договоров о подготовке и организации стажировок, а также участие в финансировании учебных заведений.
Не доверяя качеству вузовского образования, многие предприятия создали собственную систему переподготовки и дополнительного образования. Как сказал «Профилю» руководитель «Левада-Центра» Юрий Левада: «Раньше на советских предприятиях существовала доводка продукции до нужного качества, особенно — если эта продукция отправлялась за рубеж. Сегодняшних выпускников предприятия доводят у себя и для себя». 29% опрошенных предприятий имеют собственные учебные заведения: 15% — курсы переподготовки, 11% — учебные центры, по 2% — ПТУ, колледжи и вузы! Они предпочитают посылать работников для обучения на другие предприятия вместо того, чтобы направлять их в официальные образовательные учреждения.
Система начального профессионального образования в кризисе! Предприятия промышленности и торговли твердят о необходимости дополнительного обучения или переподготовки соответственно 38% и 33% вновь принятых «квалифицированных» рабочих. «Не годится, когда на пекаря или токаря наши ПТУ учат два (!) года. Это нонсенс какой-то! — комментирует «Профилю» ситуацию крупный владелец хлебопекарного и кондитерского бизнеса. — Мне и коллегам по бизнесу дешевле взять молодого человека и обучать его в процессе производства, а не платить зарплату отсталым преподавателям ПТУ или техникума, которые живут вчерашним днем, не подозревая о новых технологиях!»
Ярмарка вакансий
Надежда Кротова, ректор МГУ культуры и искусств: «Почти вдвое увеличился у нас в этом году вступительный конкурс в МГУ культуры и искусств. В среднем на 1 место претендуют 6 человек. Количество желающих освоить такие специальности, как журналистика, реклама, актерское мастерство, возросло до 20 абитуриентов на место. Особым спросом пользуются факультеты и отделения, где учатся на продюсеров и администраторов концертной деятельности у известного певца Льва Лещенко. Наш вуз дал путевку в жизнь многим высоким чинам, сделавшим политическую карьеру или ставших высококлассными управленцами». Александра Бахарева, специалист по работе с вузами кадровой компании АНКОР: «Практически все крупнейшие западные и российские компании-работодатели заранее присматриваются к выпускникам качественных вузов. Они участвуют в ярмарках вакансий либо проводят презентации компаний в интересующих их учебных заведениях. В качестве примера такого сотрудничества можно привести компании Nokia, Ericsson, которые активно сотрудничают с МТУСИ. Такая практика популярна у нефтяных компаний «Шелл» и Schumberger. Не веря в качество сегодняшнего высшего образования, ряд компаний начинают создавать собственные корпоративные университеты. Над этой проблемой сегодня активно работает РАО ЕЭС».
Михаил Кнеллер, руководитель проектов EXAMEN и 2EDU компании Begin Group: «Компаниям необходимы разумные и адекватные люди, обладающие культурой общения и широким кругозором. Поэтому больше всего ценятся выпускники тех вузов, где студентов учат думать. Это в первую очередь классические и экономические университеты, такие как МГУ, РЭА имени Плеханова, МГИМО, ГУ-ВШЭ, Финансовая академия, ГУУ. По тем же соображениям большинство работодателей не откажутся от выпускников технических вузов — МГТУ имени Баумана, МИФИ, МФТИ. Аналитический склад ума позволяет им становиться замечательными менеджерами и специалистами в самых разных сферах.
Самые востребованные специальности в первом полугодии 2006 года по России
Анна Амелькина
Профиль, Москва, 24 Июля 2006
Востребованные специальности | Спрос у работодателей (% от общего количества запросов) | На какие позиции берут молодежь | Престижные вузы | Средние зарплаты ($) |
Специалисты в области продаж | 27 | Мерчендайзер, торговый представитель | Любой государственный вуз | 400-2000 |
Административный персонал | 11 | Секретарь приемной, отдела, офиса | Самые популярные — колледж МИДа, МГУ, МГЛУ, оба педагогических, РУДН плюс любой государственный вуз | 500-800 |
Финансисты (исключая банковских специалистов) | 13 | Finance assistant, специалист по МСФО-отчетности, бухгалтер по расчетам с поставщиками, Finance trainee | Финансовая академия при правительстве РФ, ВШЭ, РЭА им. Плеханова | 1000-2400 |
Маркетологи | 9 | Бренд-менеджеры, младшие бренд-менеджеры, ассистенты отдела маркетинга | IBS при РЭА им. Плеханова | 600-2400 |
Специалисты по логистике | 6 | Logistic Assistant/Administrator |
До 1000 gross с мал. опытом/без опыта |
Вернуться назад