Ущерб репутации компании, который может нанести считающий себя несправедливо уволенным сотрудник, может быть весьма велик. Поэтому, говорят эксперты, работодателю важно аргументированно объяснить мотивы такого решения и быть максимально деликатным. Вплоть до того, чтобы подыскать увольняемому новое место работы.
С Еленой (она просила не называть ее фамилию) бывший работодатель — крупная компания по торговле стройматериалами — расстался быстро, без лишних слов. «Я очень доверяла руководству и была в высшей степени лояльна, — рассказывает она. — Увольнение надолго выбило меня из колеи, я с трудом оправилась». В результате у Елены началась депрессия, она все время плакала и очень мало спала, рассказывает ее знакомая Ольга Родионова, консультант центра бизнес-технологий «Катарсис». «В России очень жесткий рынок. Людей увольняют иногда за один день, что вводит их в шоковое состояние», — констатирует Вера Александрова, консультант-психолог кадровой компании АНКОР. И ответственность за то, что увольняемый не справился, лежит не только на нем самом. «Если сотрудник «не тянет», то не только он виноват в случившемся, но и я. Ведь это я взяла на работу человека, который изначально мне не подходил», — признает Елена Денисова, гендиректор винодельческой компании Chauteau le Grand Vostock. В таких случаях она выражает сотруднику искреннее сочувствие, а иногда даже пытается помочь с трудоустройством. Такое человеколюбие имеет под собой рациональную подоплеку. «Работодатели редко задумываются о собственных рисках, связанных с процедурой увольнения», — говорит Павел Безручко, исполнительный директор компании «Экопси Консалтинг». Самый существенный — ухудшение морального климата среди тех, кого пока не уволили. «Каждый начинает думать: а вдруг то же самое случится завтра и со мной», — говорит Безручко.
Поэтому важно продумать, как именно будет происходить расставание. Увольнение — это стресс, который может иметь функциональные последствия для здоровья человека, говорит Александрова. По ее словам, тяжелее переживают увольнение люди, которых известные кардиологи Майя Фридман и Рэй Розенман условно причислили к группе поведения типа А (эмоциональные, амбициозные, торопливые и конкурентные люди). Люди с типом поведения В (спокойные, размеренные и уравновешенные) увольнение воспринимают легче.
Ксения Шматкова, которая уже много лет работает HR-менеджером в разных международных корпорациях, считает, что следует говорить с увольняемым спокойным голосом и приводить неопровержимые факты. «Лучше сесть с человеком рядом, смотреть на него вполоборота, вместе покурить или выпить по чашке чая», — рассказывает она. По ее мнению, спокойный тон, дружеская обстановка и понятная аргументация минимизируют возможность скандала и снижают возможные репутационные риски от увольнения.
Еще один способ безболезненного расставания предлагает Дмитрий Кантор, гендиректор агентства ImageLand PR. «Мы всегда смягчаем удар тем, что даем человеку время на поиск работы и окончательно увольняем его только тогда, когда он заново трудоустроился», — говорит он. К сожалению, пока не многие компании предлагают своим работникам помощь в трудоустройстве, констатирует Тамара Ачба, менеджер по маркетингу кадровой компании Kelly Services CIS. По ее словам, работодатели часто передают эти функции кадровым агентствам, но происходит это в основном тогда, когда речь идет о массовых сокращениях в крупных компаниях. Так, в Kelly Services служба аутплейсмента (поиска места работы) существует уже с 1996 г. Наибольшей популярностью она пользовалась во время кризиса 1998 г., когда компании проводили массовые сокращения. По словам Ачбы, в 1998-1999 гг. в службу аутплейсмента компании обращались до 30 компаний в год. Сейчас рынок стабилизировался. Работодатели значительно реже сокращают целый штат сотрудников. Поэтому популярность службы упала. В 2005 г. она получила всего пять заказов, говорит Ачба.
Мария Подцероб
Ведомости, 29 Июня 2006 г.
Вернуться назад