Главная
  Просмотр вакансий
  Разместить резюме
  Просмотр резюме
  Разместить вакансию
 

Наиболее эффективный поиск сотрудников

Интернет
Объявления в газетах
Кадровые агентства
Личные связи
Ярмарки вакансий
Доски объявлений

Результаты


Выходное пособие. Увольнять сотрудников психологически трудно, но есть способы страдать меньше

Рано или поздно с необходимостью уволить сотрудника сталкивается каждый руководитель. Но далеко не всем это дается легко. Стресс, испытываемый начальником, приводит к конфликтам в семье и проблемам со здоровьем.

Чтобы снизить его уровень, эксперты советуют сравнивать себя с хирургом и помнить, что увольняемый сам виноват в своей судьбе.

Британская исследовательская компания Alexander Hughes Interim Management в прошлом году опросила 200 гендиректоров, финансовых директоров и менеджеров по персоналу британских компаний о том, какие чувства они испытывают, когда им приходится уволить сотрудника. Четверо из 10 отметили, что необходимость кого-то выставить за дверь пагубно сказывается на их эмоциональном состоянии и отношениях в семье. 'Психологический стресс, который испытывали опрошенные, приводил к тому, что они ссорились с домочадцами и друзьями, кричали на детей, цеплялись к каждому не так сказанному слову', - рассказывает Гэвен Берден, управляющий менеджер Alexander Hughes. 37% из тех, кому пришлось уволить сотрудников, перестали получать от работы какое-либо удовольствие. 'Я совершенно точно испытываю стресс при увольнении сотрудника', - признается Роман Хлюстиков, гендиректор рекламного агентства 'Русевромедиа'. Однако работа есть работа. 'Я бы сравнила себя с хирургом. Он отрезает определенные части тела, чтобы организм хорошо функционировал. При этом он не испытывает негативных эмоций', - говорит Светлана Зорина, HR-директор компании по продаже товаров народного потребления 'АСБ-рейтинг'. Точно так же руководитель, избавляясь от ненужных сотрудников, должен воспринимать это как оздоровление компании, продолжает она.

Правда, прийти к такому пониманию Зориной было непросто. 'Первый раз я очень долго вела переговоры об увольнении', - вспоминает она. Человек, которого предстояло уволить, был очень хорошо ей знаком, они несколько лет вместо проработали. 'Я начала издалека, говорила о том, что в компании грядут сокращения, что часть людей придется уволить', - рассказывает она. Но что бы она ни говорила, ей было очень жаль увольняемого сотрудника. Однако тот спокойно воспринял новость и быстро согласился уйти. 'Я до сих пор радуюсь, что моя первая ситуация с увольнением сотрудника разрешилась так легко', - говорит Зорина.

Основная причина стресса у увольняющего - неуверенность в том, что это единственный выход. 'Обычно решение об увольнении зреет у меня достаточно долго. Накапливаются аргументы в пользу увольнения, просчитываются последствия и варианты по найму нового сотрудника', - говорит Роман Хлюстиков. 'Однажды мы хотели уволить человека из отдела продаж. По крайней мере, такое решение принял непосредственный начальник этого сотрудника', - вспоминает Алексей Шлыков, гендиректор SAP, компании по разработке решений в сфере управления. Начальник говорил, что потерял всякое доверие к сотруднику, однако было видно, что его обуревали эмоции. 'Я засомневался и не подписал сразу приказ об увольнении', - вспоминает Шлыков. На следующий день сотрудник, которого должны были уволить, сам пришел к гендиректору в кабинет. 'Он не жаловался на жизнь, а просто признал кое-какие свои ошибки и сказал, что хочет остаться в компании', - рассказывает Шлыков. Он говорит, что слова сотрудника тронули его до глубины души. Он понял, что между непосредственным начальником и сотрудником просто не было взаимопонимания, и перевел несостоявшегося уволенного в другой отдел. 'Я очень переживал, потому что боялся принять неправильное решение', - вспоминает Шлыков. С тех пор, прежде чем уволить кого-либо, он подробно изучает ситуацию и собирает максимум информации. 'Это единственный способ избежать укоров совести', - говорит Шлыков. 'Были случаи, когда после увольнения сотрудников у меня болело сердце, не говоря уже о душе', - рассказывает Юна Скобликова, гендиректор консалтинговой компании Green Street. 'Со временем начинаешь абстрагироваться от переживаний. Иначе просто сгоришь на работе', - говорит Татьяна Гостенина, гендиректор управляющей компании Hospitality Management Group, специализирующейся на гостиничном бизнесе.

Скобликовой неприятно увольнять даже тогда, когда никакого сочувствия к увольняемому она не испытывает. 'Я пила валокордин', - говорит она, вспоминая такую ситуацию. От конфликта на работе пострадали и домочадцы. 'Когда приходишь домой раздраженной, то срываешься на ребенка и маму. Они-то ни в чем не виноваты', - рассказала она. Чтобы снизить уровень стресса, руководители изобретают свои собственные рецепты. 'Правильно выстроить разговор мне помогает интуиция, я точно знаю, когда и что нужно сказать', - объясняет Татьяна Гостенина. В целом все руководители признают, что всегда лучше лично побеседовать с кандидатом на увольнение. 'Я не могу перепоручить этот трудный разговор моему заместителю или послать письмо по электронной почте', - говорит Татьяна Федорова, HR-директор водочной компании 'Исток'. Она считает, что личная беседа нужна не только увольняемому, но и ей самой: надо узнать, почему человек плохо работал и чего ему не хватало.

В иных случаях разговор лучше начинать издалека, объясняет Светлана Зорина. Если речь идет, например, о сокращении штата, то человека лучше хорошо подготовить к предстоящему увольнению. Если же человек плохо работал и уже давно подозревает, что начальство им недовольно, нужно брать быка за рога. 'В таких случаях я всегда говорю сотруднику: "Ты наверняка догадываешься, о чем мы будем говорить". И после этого сразу завожу разговор об увольнении', - рассказывает Татьяна Федорова. 'Будьте честными, прямо говорите сотруднику, что вы его увольняете', - соглашается Александр Сташенко, бизнес-модельер и тренер компании 'Тренинг-бутик', которая специализируется на стресс-менеджменте.

И все же, как бы руководители ни контролировали свои эмоции на работе, ничто человеческое им не чуждо. Роман Хлюстиков, к примеру, выговаривается дома. 'Я рассказываю ситуацию жене. Она самый внимательный слушатель, который меня понимает и поддерживает. Обычно после такого разговора последние сомнения в правильности решения отпадают', - говорит он. Сташенко советует руководителям утешать себя мыслью о том, что, если сотрудник не смог доказать на этом месте работы, на что он способен, это его проблемы. 'Вашей вины в этом нет', - заключает он.

Мария Подцероб

Ведомости


Вернуться назад
 

    Посмотреть все интервью

    веб-программист
    З/п: по договоренности
    менеджер по персоналу
    З/п: 10000+%
    Юрист
    З/п: 15000
    дворник-разнорабочий
    З/п: 10000
    Главный бухгалтер
    З/п: 25000
    Садовник
    З/п: 10000
    Инженер-системотехник
    З/п: Договорная
    Инженер-программист
    З/п: Договорная
    ПРОГРАММИСТ микроконтроллеров
    З/п: Договорная
    Инженер-конструктор печатных плат
    З/п: от 12 тыс. руб
    Регулировщик радиоэлектронной аппаратуры
    З/п: От 9 000 руб
    Инженер по качеству
    З/п: от 10 - 15 тыс.руб.
    Менеджер по продажам
    З/п: 400 $
    бухгалтер
    З/п: от 10 000 руб.
    бухгалтер
    З/п: от 10 000 руб.