Главная
  Просмотр вакансий
  Разместить резюме
  Просмотр резюме
  Разместить вакансию
 

Наиболее эффективный поиск сотрудников

Интернет
Объявления в газетах
Кадровые агентства
Личные связи
Ярмарки вакансий
Доски объявлений

Результаты


Ложная скромность

Если работодатель ловит сотрудника на том, что тот постоянно и по мелочи врет, это скорее всего говорит о том, что в компании слишком строгие порядки. Человек прибегает ко лжи, чтобы защитить себя от наказания, напоминают эксперты.

Два года назад руководители центра психологического консультирования «Верфь» пребывали в растерянности. Креативный директор, от которого зависела работа творческой студии центра, систематически опаздывал на работу, при этом находил тому такие объяснения, что подступиться к нему с претензиями было как-то неудобно.

«Однажды он совершенно серьезно рассказал нам, что переводил через дорогу старушку, а в другой раз — забыл дома ключи. Мы, конечно, понимали, что все его истории звучат неправдоподобно, но долгое время не могли ничего с этим поделать», — рассказывает руководитель центра Вера Васильева.

Рассматривая вранье как угрозу своему бизнесу, работодатели предпочитают за него строго наказывать. «Плохо, когда человек, к примеру, допуская ошибку в отчетности, начинает перекладывать свою вину на коллег — в таких случаях крайнего не найти, но в результате может пострадать репутация банка», — сетует руководитель департамента персонала АКБ «Связь-банк» Алексей Самохвалов. В его банке сотрудник, если он систематически лжет, может лишиться до половины своей премии. А в другой компании — в агентстве бизнес-коммуникаций PR Inc, чтобы отучить работников от привычки оправдываться за опоздание, ввели систему штрафов: опоздал три раза подряд — заплати $10.

Опоздание далеко не единственная ситуация, оказываясь в которой, человек начинает врать. Согласно исследованию, проведенному рекрутинговым интернет-порталом CareerBuilder.com, из 2050 опрошенных 26% ответили, что делают это, чтобы ублажить клиента, 13% — стараясь избежать наказания за неудачный проект или пропущенный дедлайн, 8% — чтобы прикрыть своего коллегу, и еще 5% — чтобы коллегу подставить и создать о себе более выгодное на его фоне впечатление.

Если сотрудники лгут часто и без веских на то оснований, следует всерьез задуматься над организационной культурой компании. По мнению Алексея Серебрякова, гендиректора HR-лаборатории Human Technologies, некоторым руководителям не мешало бы отказаться от жестких административных мер в случае, если сотрудник допускает ошибки.

«Обман — своего рода психологическая защита: человек лжет, чтобы спасти себя от наказаний», — поясняет он. «Часто ложь может быть спровоцирована неумением руководства выслушать своих подчиненных, так как, заранее занимая обвинительную позицию, оно не интересуется, почему возникла та или иная ситуация, главное — когда и как она будет решена», — комментирует консультант-психолог рекрутинговой компании АНКОР Вера Александрова.

Два года назад в телекоммуникационной компании «Вымпелком» руководство задалось целью выяснить, какие факторы способны вызвать стресс у их сотрудников. В результате проведенного исследования 78% опрошенных работников ответили: «Боязнь допустить ошибку». По словам Ольги Дайновской, директора по организационному развитию компании, это приводило к тому, что в отчетах сотрудники могли завышать показатели, замалчивать о каких-то ситуациях или говорить не то, что думают, а то, что от них ожидали услышать руководители. Чтобы исправить ситуацию, в компании разработали кодекс поведения, который четко прописывал порядок действий в тех или иных ситуациях. Повторное исследование, проведенное в 2005 г., выявило, что совершить промах боялись уже менее трети сотрудников.

Старший тренер-консультант тренинговой компании CBSD Марина Фурта уверена, что, если бы российские компании пошли по пути японских, в которых наемные сотрудники за свою честность нередко получают вознаграждения, лжи со стороны сотрудников было бы меньше. В центре психологического консультирования «Верфь», взвесив все «за» и «против» в ситуации с постоянно говорящим неправду креативным директором, отважились на эксперимент. На очередном собрании совета директоров, на котором обсуждались дальнейшие планы творческой группы компании, руководители отдельно вынесли вопрос — как отучить от вранья систематически опаздывающего работника. Оценив сотрудника с точки зрения полезности, перспектив развития и лояльности, начальство пришло к выводу, что лучше перевести его на плавающий график. «Мы обнаружили, что это единственный в компании человек, который обладает редким набором профессиональных качеств, очень важных для бизнеса, поэтому сочли благоразумным пойти ему на уступки», — говорит Васильева. Мера вразумила и самого сотрудника. «Как это ни странно, он стал реже опаздывать, а потом и вовсе взял себе за правило приходить на работу как все», — рассказала она.

Парадоксально, но неискренность по отношению к внешнему миру работодатели если прямо и не поощряют, то во всяком случае относятся к ней снисходительно. «Нет ничего страшного в том, что сотрудник бухгалтерии что-то скрывает от налоговых инспекторов», — говорит Александр Смолин, президент компаний «Эниро Рус-М» и «Эниро Рус-С», работающих в сфере рекламно-справочных услуг. «Не беда, если менеджеры замалчивают о какой-то проблеме с клиентом, предпочитая сначала самостоятельно ее решить, а потом уже доложить об успешных результатах руководству», — говорит Ольга Дашевская, управляющий партнер PR Inc. «Не стыдно, когда перед заказчиком приходится слегка преувеличивать свои достижения», — признается Дмитрий Агарунов, владелец издательского дома Game Land.

Оксана Гончарова

Ведомости, 15 Марта 2006


Вернуться назад
 

    Посмотреть все интервью

    Офис-менеджера отдела аренда
    З/п: З\п высокая
    Агент по недвижимости отдел аренда
    З/п: З\\п высокая
    Веб программист
    З/п: высокая
    Начальник цеха металлоконструкций
    З/п: 15000 руб
    Начальник цеха металлоконструкций
    З/п: 15000 руб
    токарь-универса
    З/п: 8000-14000 руб
    Руководитель отдела продаж
    З/п: 500$
    Консультант отдела продаж
    З/п: от 400$
    Техник-механик
    З/п: сдельная
    Менеджер по работе с страховыми агентами
    З/п: З/п: оклад (от 12 тыс.) + премии.
    менеджер ресторана
    З/п: оклад+премия+бонус
    менеджер по персоналу
    З/п: оклад+прмеия
    Специалист по подбору персонала
    З/п: 12000 рублей + премии
    Кассир
    З/п: от 7000 рублей + премии
    Врач
    З/п: 10000 рублей+ премии (квартальные, годов