"У нас прекрасный коллектив"
Для большинства людей окружение имеет серьезное значение. Чей стол стоит рядом? Будет ли корпоративная вечеринка отдыхом или "отбыванием повинности"? Есть ли люди, с которыми приятно пойти обедать (выпить пива после работы, обсудить фильм или предстоящий отпуск)?
Поэтому когда на собеседовании говорят: "коллектив у нас прекрасный", "отношения между сотрудниками очень теплые" или что-то в этом роде, многие воспринимают это как преимущество будущей работы. А зря. Не в том смысле, что вас коварно заманивают несуществующими плюсами, а в том, что суть таких определений, как "хороший", "отличный", очень индивидуальна.
Представьте себе, что вы устроились в компанию, дух которой характеризуется руководством и сотрудниками как "позитивный". Все очень мило, люди улыбаются, обстановка доброжелательная. Начинаете работать и обнаруживаете, что порученная вашему вниманию часть бизнес-процесса почти безвозвратно загублена в результате недоработок предшественника. Более того, ситуация критическая: если в самое ближайшее время этот самый бизнес-процесс "не окучить" и "не удобрить", он может и вовсе погибнуть. И вот, собрав необходимый материал, вы отправляетесь к руководству, чтобы описать ему грозящую катастрофу. А за одно и предложить меры, необходимые для ее предотвращения.
Но начальство не поощряет негативные новости и всячески их избегает. Поэтому, выслушав вашу страстную речь, говорит примерно следующее: "Вы пессимистично воспринимаете ситуацию. Сгущаете краски. У нас в компании так не принято". При этом все ваши уверения, что если возник пожар, то нужно кричать: "Пожар!", наталкиваются на терпеливые объяснения, что у них в компании в случае пожара нужно улыбаясь сообщить, что возможно температура в комнате в ближайшее время повысится на несколько десятков градусов. И поэтому неплохо было бы всем сплоченным коллективом, сохраняя позитивный настрой, направиться к пожарному выходу.
Решение остаться или покинуть компанию, конечно, остается за вами. Но даже в случае положительного решения вы пережили лишний стресс, поддавшись иллюзии.
- Что с этим делать? Самый эффективный способ - не стесняться задавать на интервью дополнительные вопросы. Попытаться выяснить, что именно стоит за теми определениями, которые вы слышите от собеседника.
"У Вас будут большие полномочия"
Вы хотите ответственности. Вы к ней готовы и жаждите великих коммерческих свершений. Или, к примеру, вы соглашаетесь на должность, которая на ступеньку ниже, чем та, которую вы занимали в предыдущей компании. Однако - перспективы огромны. Во-первых, говорит вам интервьюер, полномочия серьезные. Пусть должность называется всего лишь "менеджер". Но у нас менеджер - то же, что руководитель проекта в другой компании. И содержание работы, как у руководителя проекта. И относятся, как к руководителю проекта. И партнеры все знают, что у нас менеджер равняется руководителю проекта. В общем - все супер, просто название такое. Традиции, видите ли. Не стоит расстраиваться.
Классический вопрос - обманывает ли вас интервьюер? Нисколько. Действительно, если человек ведет себя адекватно, то он выполняет именно ту работу, на которую рассчитывал. И имеет соответствующие полномочия. С одной поправкой - их нужно заслужить. Зарекомендовать себя, проявить. Принять вызов и достойно на него ответить. Как и всегда, "победитель получает все". В том числе - "три дня на разграбление города" в виде годового бонуса, представительских расходов и корпоративной кредитки.
В чем иллюзия? В том, что все произойдет автоматически. То есть после назначения у вас появятся полномочия руководителя проекта. Если такие ожидания существуют, велика вероятность стресса. Он, как известно, близкий друг так называемого "конфликта ожиданий".
- Что делать? Учитывать, что очень редко, даже на должностях высокого уровня, новый сотрудник получает что-либо просто по праву должности. Даже если ваша должность называется "генеральный директор", вас будут проверять на прочность. Подчиненные, коллеги-менеджеры и наниматели.
Поэтому, адаптируясь на новом месте, не стоит удивляться неожиданным отказам в помощи. Ведь у каждого, кто здесь уже работает, есть некое ощущение "старослужащего". Просто потому, что они этап адаптации уже прошли. Они знают детали и владеют тайной информацией о том, например, что место на корпоративной парковке лучше всего получать не у руководителя АХО, а у начальника службы безопасности. Он, почему-то считает это своей сферой ответственности. А потому просьбы, обращенные к нему, выполняет незамедлительно.
"Компания очень стабильна"
Если фирма существует на рынке давно, имеет известный бренд, то банкротство ей вряд ли грозит. Однако если вы ожидаете, что ваша жизнь в компании будет мирной и размеренной, вас может постигнуть разочарование. Многие стабильные компании сильны именно тем, что все время меняются.
В действительности возможно, что вы даже не почувствуете этой самой глобальной стабильности. Потому что через три месяца ваша должность будет называться иначе, штатная единица - входить в совершенно другое подразделение, а располагаться оно будет вовсе не на 22-м этаже офисного здания, а в подвале. А в качестве моральной компенсации в холле разместят сад камней и поставят два дополнительных кулера. Тем временем сотрудники, наливая себе бесплатный кофе, станут обсуждать неизбежную реорганизацию, о которой уже ходит много слухов. Вы же будете тихо ненавидить чудовищ, которые вольготно расположатся на 22-м этаже. А зря.
Вы всего лишь попали под действие иллюзии. Стремясь к стабильности, поставили знак равенства между стабильностью фирмы и стабильной обстановкой внутри компании.
- Что делать? Как всегда - задавать правильные вопросы правильным людям. Конечно, если вы претендуете на роль топ-менеджера, то нужно спрашивать о перспективах развития бренда. Но допустим, что вы руководитель подразделения и стремитесь к стабильности. Вы рассчитываете, что вам не придется каждые три месяца переезжать с этажа на этаж и налаживать отношения с новым руководителем. Об этом и нужно спрашивать.
Безусловно, форма вопроса и степень его жесткости должны соответствовать тому стилю, в котором проводится интервью. Но даже если собеседование проходит под лозунгом "здесь вопросы задаем мы", стоит найти возможность получить важную для себя информацию и тем самым избежать опасной иллюзии.
БЛИЦ-ОПРОС
Вы испытывали стресс при переходе на новую работу? Из-за чего?
Валерий ПАЦЕЕВСКИЙ,
генеральный директор "Форд - Превокс Моторс":
- Стресс испытывал дважды. Первый раз, когда искал себя в журналистике. Для начала мне предложили пару лет поработать в газете бесплатно…
В другой раз это случилось, когда пришел в дилерский центр "Форд", известный во всей Америке своими продажами - более 800 машин в месяц. В компании уже было 50 продавцов, но ни одного чужеземца или русскоговорящего!!! Руководство оценило мой английский, но я не знал специфического сленга и правила "10 шагов", которые выполнялись, как закон Божий... Тогда, наверное, с перепугу я продал 4 машины за неделю. Видимо это и позволило президенту компании Jerry Gleason Ford, мистеру Глисону, сделать вывод, что я смогу продавать. И он не ошибся. Уже к концу первого года меня назначили Sales Manager, а это уже следующая ступень в автомобильном бизнесе.
Игорь БОЧАРОВ,
директор по развитию дистрибьюторов ООО "ЭРМАНН":
- Волнение - естественная реакция при смене работы. Если вы уверены в себе, и эта уверенность подкреплена опытом, то стрессовый период пройдет быстро. Я сам поменял работу меньше года назад. Предыдущая и нынешняя компании абсолютно разные: в подходе к бизнесу, в отношении к людям, да и рынок, на котором я сейчас работаю, имеет свою специфику. Тем не менее, общечеловеческие ценности и правила бизнеса везде одинаковые. Поэтому главное - не паниковать и верить в себя.
Валерия СОЛОК,
руководитель УК "Цифроград":
- Я уже довольно давно работаю проектным или антикризисным менеджером. Меняю работу в среднем один раз в 2-2,5 года. Всякий раз при этом адреналин в крови повышается. В основном это связано с колоссальным объемом информации, который сваливается в очень короткий промежуток времени, и ответственностью. Нужно безошибочно оценить состояние компании, выделить основные проблемы, поставить цели, собрать под них ресурсы. Бывает, что в первые недели я не могу спокойно спать из-за постоянного информационного "гула" в голове. Однако, как только у меня складывается четкая картина и план необходимых действий, все признаки стресса проходят.
Марина ГЕТМАНСКАЯ,
руководитель PR-направления маркетингового агентства AG Loyalty:
- Оказавшись в агентстве после нескольких лет работы в IT-компании, я впервые на практике столкнулась с "брейнштормом" и испытала настоящий шок. Все участники процесса фонтанировали блестящими идеями, а я не могла произнести ни слова - от неожиданности меня абсолютно покинуло вдохновение. Поэтому в первые дни на новой работе необходима активная поддержка близких, общение с друзьями, чтобы стресс не повлек за собой неуверенность в собственных силах.
Константин ПОПОВ,
национальный директор "Союз-Виктан Россия":
- Как такового стресса при переходе на новую работу я не испытал. Ведь в "Союз-Виктан" я пришел из алкогольной отрасли. Поэтому объем информации, в который мне необходимо было вникнуть, был, по сути, минимален. Разумеется, тем людям, которые переходят из одной сферы в другую, требуется значительно больше времени, чтобы освоиться на новом месте.
Универсальный рецепт преодоления подобного рода рабочих стрессов, на мой взгляд, выглядит следующим образом: необходимо четко расставить приоритеты в работе, и в зависимости от этого распределять время и силы. Если одновременно начнешь погружаться во все аспекты новой деятельности, то в конечном итоге не хватит ни времени, ни сил, ни эмоционального ресурса.
Елена СЕНЬКОВА,
начальник управления казначейства ИК "Велес Капитал":
- Внутри любого коллектива существуют свои кланы, группировки, свои порядки и законы, и когда с этим сталкиваешься, то испытываешь стресс. На одной из моих работ над новичками подшучивали и давали какие-нибудь нелепые задания, проверяя на стрессоустойчивость. Смотрели, как человек будет реагировать, как преодолеет конфуз. Так что, на новом месте очень важно терпение и внимательное отношение к работе и окружающим. Ну и еще, конечно, очень помогает чувство юмора.
Ирина ВОРОБЬЕВА
15-01-2007 "Элитный персонал" №2 (490) 16 января 2007
www.e-personal.ru
Вернуться назад