Ещё один учебной год завершился: сданы госэкзамены, защищены дипломы - пришло время студентам-выпускникам вплотную заняться поисками работы.
Сложно ли сегодня трудоустроиться молодому специалисту? Сложно ли работодателю подыскать себе нужного специалиста из числа вчерашних студентов?
За комментариями мы обратились к сотрудникам службы управления персоналом компании "ХИМРЕАКТИВСНАБ" - ведущего поставщика химико-лабораторной продукции в России и странах Средней Азии.
"Мы постоянно осуществляем набор новых сотрудников, поскольку наша компания активно развивается. Ежедневно к нам обращаются недавние выпускники в надежде найти работу, и большинство из них руководствуется двумя основными критериями при выборе вакансии: размером заработной платы и собственными представлениями о популярности/непопулярности той или иной профессии.
Выбор профессии.
Казалось бы, с профессией студент определяется, поступая в конкретный ВУЗ. Так было ещё лет 20-30 назад благодаря системе обязательного последипломного распределения. Сегодняшнему выпускнику очень часто приходится пересматривать свой выбор: всего 15% молодых специалистов работают непосредственно по своей специальности.
Печальная статистика, да? Существует очень большой разрыв между понятиями о престижности профессии и реальными потребностями в специалистах определённого профиля.
Так, самыми популярными, по мнению россиян, являются профессии юриста, экономиста и финансиста. На деле же выпускники этих специальностей в последние годы с трудом находят работу - рынок переполнен.
Напротив, должность менеджера продаж, который, по прогнозам аналитиков, будет оставаться в числе самых востребованных профессионалов ближайшие 7-10 лет, молодёжь не привлекает. Почему? Причина, видимо, в наших стереотипах.
Слова "менеджер продаж", "продажник", "коммерсант" до сих пор вызывают у большинства из нас образ странного приставучего человека в дешевом костюме, неумело пытающегося останавливать на улице прохожих и навязывать им какую-нибудь ерунду - от щёток для чистки одежды до супер-зубной-пасты.
В реальности, менеджер продаж - в первую очередь, высококлассный специалист, образованный, развитый, обладающий знаниями и навыками сразу по нескольким направлениям. Специфика работы такова, что грамотный сотрудник отдела продаж - одновременно продавец, психолог, маркетолог, специалист по рекламе, а также по продукту (зачастую высокотехнологичному) - который он продаёт.
Хорошие менеджеры продаж востребованы в любой сфере, но, к сожалению, готового специалиста из числа выпускников найти невозможно. Дело в том, что в наших высших учебных заведениях подобной специализации нет. Сама программа ВУЗов не предусматривает подготовки универсальных специалистов: студентам технических специальностей зачастую не хватает знания основ психологии, коммуникативных навыков, а гуманитариям сложно анализировать большие объёмы данных, далеко не все из них умеют структурировать и систематизировать информацию - их этому не учили. Знания, которые студенты получают в университетах, - большей частью теоретические и узко специализированные.
Именно поэтому, принимая вчерашних студентов на работу, все крупные компании в первую очередь оценивают не диплом, а наличие навыков быстрого обучения, "схватывания" информации, желания развиваться. За это работодатели готовы браться, платить, ОБУЧАТЬ - то есть "взращивать" компетентных специалистов.
Многие компании сознательно набирают персонал только на позиции в коммерческий отдел, чтобы затем развивать его и продвигать на другие должности и в другие отделы. В продажах сразу виден результат и лучше отслеживаются личные заслуги и достижения.
Заработная плата.
Вполне понятно желание вчерашнего выпускника сразу получать большую зарплату. Вопрос в том, "стоит" ли он тех денег, которые просит у работодателя.
Любая компания исходит из соображений экономической эффективности, иными словами - получения прибыли. Практика показывает, что молодой специалист начинает приносить компании прибыль только к концу первого года своей работы - до этого момента он учится, набирает необходимый для успешной деятельности опыт, а компания вкладывает деньги в его профессиональное развитие. В этот период зарплата новичка всегда меньше, чем у специалистов со стажем, но если для вас важен личностный рост, вы, безусловно, оцените такие вложения как прибавку к основному заработку - по сути, так оно и есть.
Конечно, у молодого специалиста всегда есть выбор, и зависит он от того, строит человек свою жизнь, исходя ТОЛЬКО из сегодняшних потребностей, или думает о будущем.
Когда деньги - самоцель, можно устроиться в фирму-"однодневку", обещающую высокие гонорары и не предоставляющую никаких финансовых и социальных гарантий. Это путь к быстрому обогащению и большой риск остаться через некоторое время без работы. В таких случаях рассуждения из серии "подумаешь, новую найду" оправданы до известного предела. Посудите сами: какого специалиста охотнее примут на значимую должность - того, кто несколько лет проработал в солидном банке, крупном холдинге или того, чей стаж получен в никому не известной фирме "Рога и Копыта"?
Наш совет: если в приоритете - карьера, репутация и устойчивое финансовое благополучие, нужно выбирать работодателя из числа солидных компаний.
Несколько лет подряд мы сталкиваемся с тем, что выпускники отказываются от вполне достойных предложений из-за недостаточно высокого, по их меркам, заработка, в пользу высокого дохода без гарантий. Но уже через полгода-год около 40% молодых специалистов, получив печальный опыт работы у недобросовестного работодателя (не выполняются первоначальные договорённости, зарплату не платят, фирма развалилась) - начинают искать новое место с гораздо более низкими требованиями. Готовы и работать не по специальности, и денег меньше получать, приоритеты меняются: ищут СТАБИЛЬНЫЕ компании.
Ясно: чем крупнее и серьёзнее компания, тем больше она дает сотруднику нематериальных благ. В таких компаниях зарплата специалиста увеличивается прямо пропорционально его профессиональному росту. Вместе с тем он получает финансовую защищенность, отличный опыт, разного рода социальные блага. Наша компания, к примеру, оплачивает своим сотрудникам занятия спортом, услуги стоматолога, дотирует обеды, кредитует. Подарки ко дню рождения, корпоративные праздники, награждение лучших специалистов по итогам года - приятные традиции, благодаря которым каждый из нас ощущает свою значимость для компании. Очень важное чувство, правда?
Удачи!"
Советы выпускнику: как успешно пройти собеседование. При первом визите к работодателю полезно помнить о нескольких простых правилах:
|
Руководитель службы управления персоналом
ЗАО "Химреактивснаб"
Источник www.ufastaff.ru
Вернуться назад